Банковский кризис, разразившийся в России, безусловно, повлияет на автомобильные грузоперевозки. За прошедшую неделю произошли события, которые позволяют сделать прогноз в автоперевозках на краткосрочную перспективу.
Сегодня уже банки отказывают в предоставлении кредитов и закрывают проекты, которые уже оговорены заранее. Предприниматели находятся в подвешенном состоянии, никто не знает, куда качнется чаша весов в отношении кредитов и предпринимателей. Сотрудники банков сами не знают, равно как и руководство банков, куда и в каком русле пойдет банковский сектор экономики России в свете последних событий. Предпринятый правительством ряд мер по стабилизации еще не оценен в полной мере. На сегодняшний день грузоотправители уже останавливают производство. Виной тому - закрывающиеся кредитные линии для дилеров по причине отказа банков, для пополнения оборотного капитала. В свете этих событий происходит снижение объема грузоперевозок на внутри-российском рынке. Исключение, наверное, составляют контрактные перевозки. В связи с происходящими событиями происходит снижение ставок на перевозки. Связанно это с тем, что дилеры не могут оплачивать товар из-за отказа банков в предоставлении кредитов малому и среднему бизнесу, следствие этого демарша - снижение грузопотока, а равно как и понижение ставок, т.к. чем меньше грузов и больше машин в данном городе ( спрос превышает предложение) ставки понижаются. Такие движения в ставках происходят постоянно по законам рынка. Исходя из этого, можно предположить, как рынок грузовых автоперевозок будет развиваться в ближайшем будущем. Мелкие предприниматели, владельцы 1-5 машин пострадают больше всех, т.к. количество рейсов и общий пробег уменьшатся или при меньших ставках увеличится пробег. Однако то и другое ведет к снижению доходной части. Вследствие этого будет кризис в автоперевозках и передел рынка в сторону крупного перевозчика. Связанно это с тем, что крупный перевозчик сможет выжить и при минимальном доходе и даже какое-то время при работе без прибыли. Далее часть владельцев с парком 1-2 машины, скорее всего будут разоряться, тем самым освобождать рынок перевозок. Я нисколько не хочу унижать или уменьшать значение мелкого перевозчика, но тот, кто грамотно подходит к бизнесу, тому не страшен кризис, однако, не все смогут удержаться на плаву. Тут рецепт один: выживет тот, кто имеет своего прямого клиента. Но тот перевозчик, который пользуется исключительно услугами экспедиторов, окажется в критическом положении, т.к. экспедитор выполняет условия клиента, это его заработок, и на свои бизнес-планы мелкие перевозчики не смогут повлиять. Получается, что данная ситуация похожа на дефолт 1998 года. Выстоять - вот главная задача рядового перевозчика. Для решения этой задачи необходимо предпринять ряд неотложных мер но, к сожалению, тот перевозчик, который не готовился к такой ситуации заранее (разработка новых маршрутов, переговоры с новыми клиентами), окажется не у дел. Те фирмы, которые думали о будущем и готовили запасные «аэродромы» заранее, они-то и выживут, а самое главное, они же еще и заберут ту часть рынка, которая освободиться.
Ильин А.М.
|