Страховщикам не нравятся деньги Минтранса Концепция обязательного страхования ответственности перевозчиков критикуется рынком
Минтранс внес в правительство концепцию обязательного страхования ответственности всех видов перевозчиков перед пассажирами. Впервые концепция обязательного страхования получила крайне негативную оценку страховщиков, которые с ее принятием получают новый рынок с гарантированными сборами. По мнению компаний, в документе необоснованно много говорится о санкциях к ним. Кроме того, из текста Минтранса исчезли цифры, исходя из которых компании могли бы оценить объем сборов и рентабельность нового вида обязательного страхования.
Министерство транспорта внесло в правительство "Концепцию обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков" (ОСГОП). Как говорится в тексте документа (имеется в распоряжении "Ъ"), перевозчики всех видов транспорта обязаны страховать свою ответственность. Страховщики, в свою очередь, не могут быть освобождены от выплат, приостановить по своей инициативе договор, несут ответственность за задержку и отказ в выплате в виде пени и штрафа. Для бесперебойного функционирования ОСГОП предусматривается создание организации-гаранта выплат, которая будет аккумулировать часть сборов страховщиков и платить пассажирам в случае несостоятельности страховщиков, а также финансировать мероприятия по безопасности пассажиров. Конкретных страховых сумм, тарифов, размера штрафа и пени концепция не содержит. Этим она и отличается от своего варианта образца 2006 года, когда Минтранс начал разработку текста. Предполагалось, что выплаты за причинение вреда жизни и здоровью по концепции Минтранса должны составить до 600 тыс. руб. на воздушном транспорте, до 300 тыс. руб. на морском, железнодорожном, водном транспорте и метрополитене. За вред имуществу предполагались возмещения в размере 600 руб. за килограмм веса багажа (см. "Ъ" от 5 сентября 2006 года). Позже глава Минтранса Игорь Левитин говорил о необходимости установить лимит выплат по жизни пассажиров в $75 тыс. (см. "Ъ" от 9 октября 2006 года). В 2006 году страховщики полностью поддерживали Минтранс, но концепция не получила поддержки других министерств. Как заявила "Ъ" замглавы департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева, "тогда у нас были замечания по технологии реализации", теперь же у Минфина претензий нет, поддержали документ также Минэкономики, ФАС и Минюст. Страховщиками же концепция-2008 уже жестко критикуется. Как заявил "Ъ" директор по методологии страхования Национального союза страховщиков ответственности Владимир Козлов, в концепции обнаружено три спорных момента. "Например, в ней не указаны лимиты выплат по жизни пассажиров,– говорит он.– В Воздушном кодексе уже фигурирует сумма в 2 млн руб. Соответственно, Минтрансу о ней известно. Странно, что эта цифра не указана в концепции". Кроме того, по его словам, неясен статус организации-гаранта: непонятно, будет ли она существовать внутри страхового рынка по аналогии с ОСАГО и Российским союзом автостраховщиков (РСА), или же гарант будет создан при Минтрансе. "Неясен и механизм расходования средств на превентивные мероприятия,– заявил "Ъ" господин Козлов.– Наконец, концепция предусматривает массу санкций для страховщиков, хотя именно неплатежеспособность компаний AiRUnion показывает, что к основным участникам рынка перевозок должны предъявляться самые жесткие требования". "Это не концепция страхования ответственности перевозчиков,– уверен глава СК "Согласие" Игорь Жук,– это документ под названием "Об ужесточении контроля над страховщиками в страховании перевозчиков"". "Есть схема, по которой работают ОСАГО и РСА, почему это нельзя повторить в других видах?" – недоумевает глава "Энергогаранта" Андрей Зернов. Как заявили "Ъ" в пресс-службе Минтранса, концепция ОСГОП была рассмотрена комиссией правительства по законопроектной деятельности на прошлой неделе. Уже составлено техзадание на написание проекта закона, который может появиться в первой половине 2009 года. ТАТЬЯНА Ъ-ГРИШИНА
|