Следует учитывать, что спад в производстве, безусловно, отразится и на объёме перевозок грузов по железной дороге.
В работе компаний-операторов на первый план выйдут вопросы эффективности использования парка подвижного состава, минимизации порожнего пробега вагонов, поиска возможности обратной загрузки. В любом случае произойдёт усиление конкуренции на рынке железнодорожных перевозок, что для грузовладельца является благом: при этом повышается уровень сервиса, снижаются ставки на перевозку.
По инфраструктурным проектам операторов можно сказать, что их судьба зависит от многих причин: степени вовлечённости компании в проект, объёма затраченных средств, степени завершённости объекта, доступности кредитных ресурсов, окупаемости проекта в условиях финансового кризиса.
Безусловно, достаточно весомая доля инфраструктурных проектов будет на один-два года законсервирована. Останутся наиболее актуальные и быстроокупающиеся проекты.
По тарифной политике операторских компаний можно ожидать, что некоторое снижение ставок на грузоперевозки, безусловно, последует. Однако всё будет зависеть от изменения действующих тарифов на гружёный и порожний пробег вагонов Прейскуранта 10-01.
Мы надеемся, что Федеральная служба по тарифам, принимая изменения к данному прейскуранту на 2009 год, создаст условия, при которых железнодорожные перевозки будут конкурентоспособными. В противном случае некоторые виды грузов могут уйти с железной дороги на автомобильный транспорт, который при снижении цен на топливо станет более выгодным.
Требуется максимально быстрое и радикальное снижение неэффективных расходов, введение режима жёсткой экономии, максимально возможная оптимизация производственных расходов, повышение уровня сервиса.
Сергей Дьяконов, заместитель генерального директора ОАО «РейлТрансАвто»
|