|
Перевозчики должны работать эффективно
Перевозчики должны работать эффективно |
Заместитель министра транспорта РФ Евгений Москвичев - о проблемах и перспективах автотранспортной отрасли. |
- Автомобильный транспорт играет важнейшую роль в сфере грузовых и пассажирских перевозок. Насколько эффективно работает сегодня отрасль? Каковы итоги ее работы за I полугодие текущего года? - В 2008 году сохранилась тенденция роста объемов перевозок грузов и грузооборота автомобильным транспортом. Основными факторами, влияющими на рост объема грузоперевозок, являются оживление деятельности реального сектора экономики, увеличение объема производства в основных грузообразующих отраслях, развитие рынка товаров и услуг, мелкого и среднего бизнеса. В первом полугодии 2008 года грузовым автопарком всех отраслей перевезено 3,2 млрд тонн (100,4% к уровню прошлого года), что составляет более 80% от общего объема грузоперевозок, выполняемых всеми видами транспорта (без учета трубопроводного). Грузооборот увеличился на 4,3%. Объем услуг по перевозке грузов (коммерческие перевозки) по всем субъектам автотранспортного рынка составил 1 млрд тонн (106,8% к прошлому году), грузооборот - 44 млрд ткм (111,9%). Перевозки грузов автомобильным транспортом общего пользования (предприятия и предприниматели, работающие по найму) составили 314,8 млн тонн (108,2%), а грузооборот - 28,3 млрд ткм (103,3%). В этом секторе преобладающая часть объемов деятельности приходится на крупные и средние автопредприятия, доля малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общем объеме перевозок составляет около 33%. Для сравнения: в 2007 году эта доля составляла 28%. Ими выполняется значительная часть грузовых автоперевозок в междугородном и международном сообщении. По итогам 2007 года объем грузов, перевезенных автомобильным транспортом в международном сообщении, увеличился на 12,1% (4,3 млн тонн) по сравнению с 2006 годом и составил 40,3 млн тонн. В первом полугодии 2008 года данный показатель снизился на 5,3%, что связано с сокращением экспорта из России на 1,4 млн тонн, или 22%. - В прошлом году автомобильный транспорт получил долгожданный устав. Насколько принятие этого концептуального документа повысило эффективность работы автотранспортных предприятий, облегчило условия их существования на рынке транспортных услуг? - Новый Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта вступил в силу в мае текущего года, его разработка была одной из приоритетных задач Минтранса России. В развитие устава подготовлен и представлен в Правительство Российской Федерации проект Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, также разрабатываются другие подзаконные акты. В соответствии с уставом разработаны правила перевозок грузов автомобильным транспортом, которые определяют порядок организации перевозок грузов, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств, контейнеров, а также условия перевозок грузов и предоставления транспортных средств для таких перевозок при оказании услуг автомобильным транспортом. Осуществляется также разработка Свода правил перевозки отдельных видов грузов, специальных правил перевозки опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов автомобильным транспортом. После их рассмотрения и принятия Правительством РФ устав заработает в полную силу, что должно будет существенно упростить работу перевозчиков всех форм собственности, сделав ее при этом значительно эффективней и повысив качество транспортного обслуживания пассажиров и грузоотправителей. - Международные автоперевозки - важнейший сегмент отрасли. Однако ряд административных барьеров снижает эффективность работы перевозчиков, которые сетуют на несовершенство нормативно-правовой базы, нескончаемые пробки на пунктах пропуска… Как решаются эти проблемы? - В последние два года принят ряд основополагающих законодательных и нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и организации международных перевозок грузов. Это в первую очередь Федеральный закон от 30 декабря 2006 года № 266-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации". Законом предусматриваются создание системы госконтроля в пунктах пропуска по принципу "одна остановка - одно окно" с применением межведомственной интеграционной автоматизированной информационной системы, передача отдельных контрольных действий таможенной службе. В развитие закона предусматривается принятие 15 подзаконных актов, 8 уже приняты. В частности, принято постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 481 "Об утверждении Правил осуществления таможенными органами в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации отдельных действий по транспортному контролю". Министерством подготовлен (находится в стадии согласования) проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил осуществления контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации", разработаны проекты новых типовых схем организации контроля лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в пунктах пропуска. В целях подготовки к реализации требований и положений указанных нормативных правовых актов в настоящее время проводится эксперимент по их апробации в МАПП "Бурачки". Реализация этих требований позволит существенно сократить время нахождения подвижного состава на АПП, упорядочить деятельность контрольных органов. В целях совершенствования перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов в международном сообщении с 2007 года на территории Российской Федерации введен в действие международный сертификат взвешивания транспортных средств, предусматривающий движение транспортных средств через границу и по территории государств без повторных взвешиваний. Разработан и находится в стадии согласования Порядок выдачи специальных разрешений на перевозку тяжеловесных грузов в международном сообщении, предусматривающий существенное сокращение времени оформления, согласования и выдачи спецразрешения. - Серьезной проблемой для многих автотранспортных предприятий является состояние парка. Могут ли они надеяться на появление в ближайшее время на рынке доступных по цене отечественных машин, отвечающих стандартам Евро-3, Евро-4? - В настоящее время парк подвижного состава, осуществляющего как пассажирские, так и грузовые перевозки, крайне изношен. Так, по автобусам самортизировано 53%, а по грузовым машинам - около 73%. Требуется интенсивное обновления парка. Необходимо решить вопрос по выделению средств федерального бюджета на возмещение российским организациям автомобильного и городского электрического транспорта части затрат на оплату лизинговых платежей за автобусы, трамваи, троллейбусы российского производства, получаемые от российских лизинговых компаний по договорам лизинга, а также части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на приобретение российских автобусов, трамваев, троллейбусов в рамках Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 гг.)". Что касается появления на рынке доступных по цене отечественных машин, отвечающих стандартам Евро-3 и Евро-4, то в настоящее время все поступающие на рынок автомобили отечественного производства соответствуют требованиям экологического стандарта Евро-3, а с 1 января 2010 года будут соответствовать стандарту Евро-4. Это прописано к специальном техническом регламенте, направленном на обеспечение экологической безопасности автомобильной техники. - Подготовка водителей - острейшая проблема для отрасли. Как она решается? Насколько уровень подготовки водителей отвечает современным требованиям? - Как известно, количество ДТП в Российской Федерации растет из года в год. Основой объем ДТП (более 75%) происходит по вине водителей. Тенденция эта устойчива на протяжении многих лет. Этот же период характеризуется неуклонным из года в год снижением качества подготовки водителей. Последнее десятилетие характеризуется также ослаблением государственного влияния на развитие системы профессиональной подготовки водителей. Действующие примерные учебные программы подготовки водителей не отвечают уровню автомобилизации страны и не адекватны современным требованиям к профессии водителя. Из-за отсутствия контроля за организацией учебного процесса учебные программы повсеместно не выполняются, особенно в части практического обучения вождению. Повышение качества подготовки водителей требует принятия на государственном уровне согласованных действий по совершенствованию нормативно-правового, программного и организационно-методического обеспечения учебного процесса, системы лицензирования, реализации комплекса мер по поддержанию и развитию учебно-материальной базы образовательных учреждений и организаций. Действующее Положение о порядке и сроках подготовки и переподготовки (повышения квалификации) водителей автотранспортных средств, принятое более двадцати лет тому назад, требует коренной переработки. В соответствии с поручением Правительства РФ Минтрансом России подготовлена новая редакция этого документа. Кроме того, предлагается выдачу лицензий на право ведения образовательной деятельности по указанным программам, а также инспектирование образовательных учреждений и организаций, осуществляющих профессиональную подготовку водителей автотранспортных средств независимо от их организационно-правовых форм, передать в ведение территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Завершение обучения и получение права на управление транспортными средствами при приеме на работу, связанную с перевозкой пассажиров и грузов, не дополняется, как известно, тестированием на профессиональную пригодность, зачастую отсутствуют необходимые в таких случаях стажировка начинающих водителей и обновление их знаний в области безопасности дорожного движения. В частности, повышение квалификации водителей по 20-часовой программе проводится формально или вообще не реализуется, особенно в небольших автотранспортных организациях и среди водителей-предпринимателей. Эти моменты также требуют нормативно-правового и организационно-методического обеспечения. Учитывая, что профессиональный отбор должен, как правило, предшествовать обучению, указанную систему необходимо и целесообразно создавать на базе учебно-курсовых комбинатов авто-транспорта, специализирующихся на подготовке водителей-профессионалов и имеющих значительный опыт работы в этой сфере. Именно для этого УКК авто-транспорта сохранены в государственной собственности в ведении Федерального дорожного агентства и должны быть реорганизованы в федеральные центры профессиональной подготовки водителей в рамках ФЦП "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах". Формирование системы центров во всех субъектах РФ позволит практически решать проблемы надежности каждого водителя, в первую очередь осуществляющих перевозку пассажиров или грузов. | http://www.transportrussia.ru/2008-10-23/auto/moskvichev5.html
|
Категория: Мои статьи | Добавил: nap (18.11.2008)
|
Просмотров: 1232
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
Наш опрос |
Нужен ли "Российский Форум Автоперевозчиков"?
Всего ответов: 26
|
|