Независимый клуб автоперевозчиков
Суббота, 27.04.2024, 06:16
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [3]
Движение [0]
Поиск
НКО России
  • НП ОДП "Белогорье"
  • НП "Объединение перевозчиков Сибири"
  • Хабаровская краевая ассоциация автотранспортников
  • НП ОДП "Прикамье"
  • НП ОДП "Беломоры"
  • НП ОДП "Царицын"
  • НП ОДП "Ставрополье"
  • НП ОДП Черноземье-Т
  • НО "ЛАТ"
  • НП ОП
  • НП ТОП
  • НП "Средняя Волга"
  • НП "Межавтотранс"
  • Межрегиональный профессиональной союз водителей профессионалов
  • Самарский автоклуб
  • Главная » Статьи » Мои статьи

    Очищение саморегулированием
    Очищение саморегулированием
    Сколько перевозчиков действует на рынке автотранспортных услуг, не скажет сегодня и самый опытный эксперт. Отмена лицензирования автотранспортной деятельности привела к тому, что рынок накрыла волна неподготовленных и зачастую недобросовестных игроков. Эксперты бьют тревогу - необычайная легкость, с которой теперь может выйти на рынок автотранспортных услуг любой непрофессионал, затягивает все туже целый узел проблем. В первую очередь обостряется проблема обеспечения безопасности дорожного движения. Кроме того, по оценкам экспертов, более 80% оборота рынка автотранспортных услуг находится в "тени". Недобросовестная конкуренция и демпинг за счет пренебрежения требованиями обеспечения безопасности движения и износа подвижного состава достигли критических пределов. Практически ничем не ограниченный доступ на рынок при отсутствии эффективных систем контроля, учета и управления снижает мотивацию многих перевозчиков к совершенствованию своей деятельности. Главным и всепоглощающим стремлением для них становится выжимание прибыли любой ценой. В настоящее время порядка 70% парка подвижного состава в сфере автоперевозок физически и морально устарело и не отвечает современным техническим и экологическим требованиям. Практически отсутствует страхование ответственности автоперевозчика. Катастрофически упал уровень профессиональной подготовки водителей.

    В широком хоре мнений о том, как нормализовать ситуацию и вывести, наконец, из "тени" автотранспортные перевозки, в последнее время все увереннее звучит голос тех, кто делает ставку на создание и развитие саморегулируемых организаций. Заслуживает внимания, в частности, модель саморегулирования автотранспортной деятельности, разработанная Саморегулируемой ассоциацией автомобильных перевозчиков (СААП), в течение трех лет отработавшей на практике в режиме пилотных проектов модель региональной саморегулируемой организации автотранспортников московского региона.
    Суть ее в том, что саморегулируемые организации (СРО) вырабатывают и внедряют отраслевые стандарты взаимодействия, в конечном итоге ведущие к уменьшению транспортных издержек. Саморегулирование заставляет автомобильный транспорт подстраиваться под условия нормального бизнеса в других отраслях.
    Установление твердых правил на рынке неизбежно повлечет за собой приток инвестиций в отрасль, а внедрение единых стандартов деятельности будет способствовать развитию современных, инновационных технологий управления, логистических технологий, обновлению подвижного состава, внедрению цивилизованных форм страховой защиты перевозчиков, повышению профессиональной подготовки водителей и других специалистов в сфере автоперевозок.
    С учетом огромного количества субъектов хозяйственной деятельности на автомобильном транспорте, а также уже начавшегося в регионах процесса объединения мелких перевозчиков в некоммерческие организации для решения производственных и экономических вопросов, по мнению экспертов, необходима двухуровневая система СРО в автотранспортном комплексе страны.
    СРО первого уровня - это региональные и межрегиональные некоммерческие организации, объединяющие хозяйствующие субъекты по виду деятельности, а также специализированные СРО по специальным видам перевозок.
    Второй уровень - федеральный. Саморегулируемой организацией федерального уровня мог бы стать Союз СРО.
    По оценке экспертов, можно прогнозировать создание в ближайшее время нескольких десятков СРО первого уровня. При этом на данном этапе развития событий деятельность этих организаций будет носить конкурентный характер. Подобный способ организации регулирования известен среди специалистов как контрактная юрисдикция.
    Каждый участник рынка волен выбрать сам одну или несколько саморегулируемых организаций и связать себя с ними добровольным контрактом. В данном случае ключевым здесь является слово "добровольность". Действовавшее ранее госрегулирование такой добровольности не предполагало. Автоперевозчики, которые не соблюдают рыночные стандарты, в конечном счете сами себя накажут, поскольку будут неотвратимо вытесняться с рынка. Непрофессионалы, аутсайдеры и нечистые на руку предприниматели постепенно уйдут с рынка автоперевозок.
    Немаловажно, что для создания и развития системы СРО не требуется какое-то особое законодательство. Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" позволяет уверенно запустить механизм саморегулирования в автотранспортном комплексе. Причем этот правовой акт поможет решить, кроме основных задач, стоящих перед автотранспортным бизнесом, и вопросы финансирования строительства современной автотранспортной инфраструктуры.
    Дело в том, что один из основных принципов саморегулирования - материальная ответственность профессионального сообщества перед потребителями услуг и иными лицами. В законе этот принцип реализован в статье 13. Предусматриваются два способа обеспечения ответственности. Первый - создание системы личного или коллективного страхования, второй - формирование компенсационного фонда. Последний наряду со своей основной функцией (механизм самоочистки СРО) выступает также и инвестиционным инструментом. Размещение средств компенсационного фонда для их сохранения и прироста, а также инвестирование таких средств осуществляется через управляющие компании. Полученный доход направляется на пополнение компенсационного фонда и покрытие расходов, связанных с обеспечением надлежащих условий инвестирования. В объекты недвижимости может быть инвестировано не более 10% компенсационного фонда, в государственные ценные бумаги РФ - не менее 10%. Дополнительные требования к структуре средств фонда определяются инвестиционной декларацией, которую принимает СРО. И логично предположить, что автотранспортный бизнес, непосредственно заинтересованный в хорошем состоянии дорог, создании логистических центров, будет направлять средства своего фонда в совершенствование транспортной инфраструктуры.
    В настоящее время на повестке дня стоят такие вопросы, как полное методическое обеспечение саморегулирования на региональном уровне, информационное обеспечение автоперевозчиков и организация их взаимодействия с некоммерческими профессиональными сообществами, развитие системы технического регулирования на основе разработки отраслевых стандартов саморегулируемыми организациями, создание эффективной системы контроля за соблюдением разработанных бизнес-сообществом стандартов и правил автотранспортной деятельности, а также ряд других.
    Здесь уместно отметить, что с принятием ФЗ "О саморегулируемых организациях" законодательно закреплено, что СРО обладают правом на отраслевое нормотворчество в отношении своих участников и под их материальную ответственность за результаты деятельности. Словом, саморегулирование может и должно стать надежным подспорьем в создании высокоэффективного и прозрачного рынка автоперевозок без коррупции и "тени".
    Ускорить процесс становления СРО призвано состоявшееся не так давно в Тамбове собрание некоммерческих организаций и автотранспортных организаций страны. Его участники приняли решение о создании временного координационного органа - Совета рынка, объединяющего автоперевозчиков. Это решение поддержано автотранспортниками Москвы, Архангельска, Белгорода, Волгограда, Воронежа, Новороссийска, Новосибирска и многих других городов. Основной задачей совета, как явствует из учредительной декларации, принятой на собрании, является координация действий некоммерческих организаций автотранспортников по созданию цивилизованного рынка автотранспортных услуг путем развития системы саморегулирования отрасли. Тем самым создается площадка для регулирования отношений и разрешения спорных ситуаций, возникающих между субъектами предпринимательской деятельности в сфере автомобильного транспорта, государственными структурами и потребителями автотранспортных услуг.

    Вячеслав ЛОБОВ,
    обозреватель "ТР

    http://www.transportrussia.ru/2008-09-11/auto/perevozchik5.html
    Категория: Мои статьи | Добавил: nap (18.11.2008)
    Просмотров: 1111 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Партнеры
  • АвтоТрансИнфо
  • Саморегулирование
  • Наш опрос
    Нужен ли "Российский Форум Автоперевозчиков"?
    1. Безусловно!
    2. не нужен
    3. Что это такое?
    4. А зачем?
    Всего ответов: 26
    Статистика
    Copyright MyCorp © 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz